Гавань Морского Волка

Это независимая гавань в которую может войти любой будь он хоть пират или военный, любой подчиняется законам этой гавани и её вод.
 
ПорталФорумРегистрацияВход
Небо было голубым в облачках, которые плавно плыли по небу. Прохладный бриз обдувал жителей гавани. Город довольно сильно опустел, и стал довольно тихим, в порту было тоже довольно пусто, несколько кораблей пришвартованных, и и на площади почти небыло торгашей, над городом стояла тишина, лишь простая мирная жизнь лилась в гавани!!!
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
» Портовое управление
Пн Янв 14, 2013 6:19 pm автор Гробовщик

» Заявки на создание посольств.
Ср Янв 02, 2013 5:13 pm автор Оленька Солнышко

» Трактир
Пн Дек 31, 2012 8:40 pm автор сэр Сергиус Хитроу

» Анкеты
Чт Авг 02, 2012 9:54 pm автор Hallward

» КиноМания
Сб Июн 02, 2012 8:22 pm автор Валерия

» слово об этикете
Пт Июн 01, 2012 2:09 pm автор Валерия

» Летопись
Пн Апр 30, 2012 11:40 am автор Валерия

» Фильмы и книги про пиратов
Вс Фев 26, 2012 9:11 pm автор Валерия

» По морям,по миру.
Чт Фев 23, 2012 4:47 am автор Валерия

Навигация
 Портал
 Форум
 Пользователи
 Профиль
 ЧаВо
 Поnbsp;
Форум
Партнеры
Создать форум

Поделиться | 
 

 слово об этикете

Перейти вниз 
АвторСообщение
?????
Гость



СообщениеТема: слово об этикете   Ср Дек 29, 2010 12:18 pm

Несколько слов хотелось бы сказать о правилах поведения. Не стану вдаваться в подробности о ложках и вилках - если кому-то будет интересно, напишу отдельно.

Итак... Для начала несколько слов об обществе, в котором мы обитаем. Не важно, чем человек занимается в жизни (законопослушный он гражданин страны или пират), на него действует закон расслоения общества, который в 17 веке только ужесточился. Люди делились на благородных (наследных, жалованных, а также к ним приравнивались офицеры армии и флота) и неблагородных. Благородным позволялось практически все (от открытого ношения холодного оружия не в военное время и не в боевой ситуации до всяческих социальных привилегий), но тем не менее их поведение было жестко ограничено сословными рамками.

Мы будем говорить в основном о благородном сословии, поскольку люди простые могли себя не ограничивать в поведении. Исключения составляли те случаи, когда они встречались с человеком не своего круга. В такой ситуации были приняты следующие нормы:
Неблагородный человек всегда кланялся первым, обязан был снять головной убор и приветствовать благородного (благородный, заметим, не обзяан был ему отвечать, если только дело происходило не в армии).
Неблагородному рекомендовалось не смотреть прямо в глаза собеседнику, поскольку это могли вопринять как вызов (впрочем, это правило не обязательное, соблюдалось далеко не везде).
Неблагородный человек не имел право обратиться к благородному по имени ни при каких обстоятельствах (по крайней мере при свидетелях, без особой договоренности), исключение составляли монахи, но о них пойдет речь в отдельной статье.
Неблагородный человек не имел право ничего требовать от благородного (даже если он был военным и при оружии, он должен был позвать офицера), но мог просить практически все, что угодно. Правда, без всякой гарантии положительного результата.

Что касается благородного сословия, сначала приведу социальную градацию, чтобы было проще разобраться вдальнейшем (итак, от большего к меньшему):
Князь/герцог - вершина социальной лестницы, как правило, родственники королевской фамилии или боковые их ветви (даже если очень дальние), титул только наследный.
Маркиз - ступенькой ниже (в некоторых странах этим титулом наделялись ненаследные потомки герцогских родов, хотя в большинстве стран, где этот титул есть, он самостоятелен).
Граф - самое распространенное звание (могло быть жалованным, таким титулом могли наградить за заслуги высшие военные чины, в частности, поскольку после определенной ступеньки в армии нельзя было продвинуться, не имя титула).
Барон - титул мог быть как наследным, так и жалованным
Баронеты, рыцари - титулы жалованные, по наследству не передающиеся. Занимают основание иерархической лдестницы.
Виконтами назывались наследники графов (иногда герцогов или иногда герцогов. Наследники баронов - баронеты, маркизов - маркизеты)

Наследные титулы всегда воспринимались выше, чем жалованные, даже если законы сословий говорили об обратном. В Новом свете границы иногда стирались, но не в обществе, а скорее при личном общении или в армии.

Приветствия.
Благородные люди при встрече всегда представлялись, либо позволяли представить себя. При этом называлось имя и титул. Приходящий или обращающийся всегда представлялся первым (как правило, это всегда был человек по статусу ниже). Здоровался первым тот, кто начинал разговор. Орать через толпу или через зал могли себе позволить друзья, но это не считалось признаком уважения в отношении окружающих. "Я /имя, титул/. С кем имею честь говорить?" - было совершенно нормальной, расхожей фразой. Друзья представляли своих друзей третьим лицам, особенно близким или тем, кто выше по статусу. Если кто-то начинал разговор на пустом месте, а собеседнику не хотелось говорить абы с кем, совершенно обычно было ответить "мы друг другу не представлены". Отсутствие такого представления могло также послужить серьезным препятствием к общению, а уж тем более - помощи или услиге. Обращались друг к другу по имени только близкие друзья или родственники. Люди полузнакомые к имени добавляли титул или звание (если речь шла о военном), даже в третьем лице, при обращении к вышестоящему кое-где обязательно, а для всех остальных - крайне желательно было добавлять "господин, ваша милость" и т.п.
Поклоны - основное средство выражение вежливости. Чем ниже на социальной лестнице находился человек, тем ниже ему приходилось кланяться. Впрочем, как бы высоко не стоял его собеседник, он обязан был ответить хотя бы легким кивком - глубина поклона оставалась на его усмотрение и зависела от личного уважения (подняться и "разогнуться" можно было только когда на поклон ответили). Вообще не ответить считалось сознательным проявлением унижения. Равные приветствовали друг друга одинаковыми жестами. В случае если человек по статусу выше вас, но приветствовал вас по-своему, значит - счел себе равным.
Целовать руку даме разрешалось, только если она сама ее подавала, при этом допускалось "прикладываться" к перстню или к кончикам пальцев. Чем ближе к ладони человек запечетлевал поцелуй, тем в более близких отношениях они состояли - для общества это был лишний "знак". В щеку можно было целовать только младших родственников (исключения случались, когда это было принято в семье, но только не на людях!)
А вот вставать при встрече было не принято - только в присутствии высших особ (обуславливалось это в первую очередь тем, что тогдашняя одежда очень плохо гнулась и садиться-вставать постоянно было довольно сложно). Вставать на встречу было принято только друзьям.

Обращения и общение, а также - "Повод для вызова чести".
Любое проявление неуважения (недостаточно глубокий поклон, неловкость, косой взгляд, неосторожное слово, отказ подать руку, иногла даже требование сдать оружие без явных причин и исходящее не от офицера властных структур) становилось поводом для дуэли. Практически любое нарушение общественных норм приводило к этому. Вспомнить хотя бы Дюма, где такие ситуации случались сплошь и рядом. Отказаться от вызова считалось или трусостью (а в этом случае в общество этому человеку путь был закрыт навсегда) или еще большим оскорблением (если отказывались, чтобы унизить оппонента).
У дуэли, ровно как и у вызовов на нее, тоже существовали свои правила, но о них в отдельной статье. Скажу лишь, что дуэль без правил и без свидетелей считалась простым убийством и за это можно было получить по полной... в некоторые времена вплоть до родовой мести, но в наше время об этом говорить уже не приходится.
Как распознать, что вы ненароком кого-то обидели? Обычно люди не слишком склочные делали намеки в разговоре, что "сейчас прольется чья-то кровь", и уже если оппонент продолжал настаивать - можно было нарваться на вызов.
Женщины (были исключения, особенно в Новом Свете, но все-таки не повсеместно) и обладатели священнического сана не имели права принимать вызов - за них должны были отвечать родственники или друзья. Так же никто бы никогда не вызвал человека без титула, а на его предложение подраться скорее всего ответили бы кулаком.
Самыми, пожалуй, серьезными основаниеми для вызова считались: обвинения в преступлении (особенно при свидетелях), бесчестьи, трусости, лживости, подлости. В то время как обвинение в глупости вызывало смех у окружающих и вызов в ответ на это тоже считался смехотворным.
Отзываться о даме можно было только полным именем с указанием титула, ровно как и обращаться к ней. Просто имена (максимум со статусной приставкой - леди, донья, мадам) возможны были внутри семьи или среди друзей, но не на людях. Любое неосторожное слово в адрес женщины или заявление на нее претензий (особенно за глаза или без ее согласия) было одним из первейших поводов (и весьма любимых смутьянами, ищущими с кем бы подраться).

И напоследок...
Несколько пунктов вежливости.
В помещении любой человек обязан был снимать шляпу (и верхнюю одежду, если она грязная). Исключением был только собственный дом. Открыть лицо считалось признаком добрых намерений и уважением к собеседнику. Если человек не удосуживался это сделать - его считали грубияном и невежей, либо вообще могли счесть его поведение намерено оскорбительным и вызвать на дуэль.
Подавать руку в перчатке для рукопожатия считалось оскорбительным для равных или тех, кто ниже по статусу. На это имели право только женщины, церковная верхушка или представители правящей знати.
Что касается оружия, то его снимать в помещении было необязательно, особенно если визит короток. Но если вы в гостях, это как минимум неудобно, а по хорошему невежливо. Это пусть и не катастрофическое, но все неуважение к хозяевам и прочим присутствующим.
Размахивать руками, а уж тем более прикасаться к незнакомому человеку было поводом для драки. Здесь обычно уже не думали, и либо сразу били в ответ, либо опять-таки бросали вызов. То же относилось к толчкам, тычкам, наступанием на ногу и прочим проявлениям неловкости, чем частенько пользовались бретеры, чтобы завязать схватку.

Продолжение следует...
Вернуться к началу Перейти вниз
Валерия
Помошник лекаря.
avatar

Сообщения : 232
Дата регистрации : 2011-05-07

Лист персонажа
Данные:

СообщениеТема: Re: слово об этикете   Пт Июн 01, 2012 2:09 pm

Продолжение.За столом:давайте посмотрим,что ставили на столы в Средневековье и времена более близкие нашему форуму - 17 век.Как люди вели себя за столом,каковы были правила застольной беседы?
Индивидуальные столовые приборы
Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому. Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось признаком изысканного стола. В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами. Тем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить.
Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам; Монтень не пользовался вилкой, признаваясь, что зачастую он ест так быстро, что кусает себя за пальцы. В Англии об употреблении вилок не упоминалось ранее 1600 года, а редкие исключения вызывали удивление. Например, в начале 17 века англичанин Томас Кориат, побывавший в Италии, писал: "Я видел обычай... который не распространен ни в одной христианской стране, а лишь в Италии. Итальянцы... всегда пользуются маленькими вилами, когда режут мясо.. и если кто-либо, сидя за едой в компании, коснется общего блюда руками, он нанесет собравшимся обиду как преступивший правила хороших манер... Причина этой диковины такова, что итальянцы не хотят, чтобы блюд касались руками, считая, что пальцы человека не всегда чисты". Тем не менее Кориат быстро привык к вилке и продолжал пользоваться ею по приезде в Англию, за что получил от соотечественников прозвище "вилконос", и охарактеризовал их как "грубых, невежественных, неуклюжих, жадных варваров". Пользование ножом и вилкой стало общепринятым лишь к середине 18 века, что чрезвычайно способствовало повышению культуры застолья.

Изменение застольных манер
Салфетки и чаши для омовения рук были чрезвычайно распространены, но, видимо, это не делало тогдашние застольные манеры утонченнее, если еще в 17 веке рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол. В 18 веке необходимостью стало соблюдать за собой чистоту, накладывать пищу своей ложкой, не есть с ножа и не сморкаться во время еды. Признаками роскошного стола в этот период являлись уже не только серебряная посуда, дорогие скатерти, салфетки, свечи и светильники, как это было в 16-17 веках, но и изысканные блюда, поскольку в 18 веке появляется кулинария как искусство и как следствие этого - кулинарная мода, законодательницей которой являлась Франция. После Великой французской революции открывается больше ресторанов, а процесс принятия пищи в обществе все более усложняется. Для 19 века характерны очень сложные застольные манеры, четкий порядок рассаживания и обслуживания гостей. В этот период появляется очень большое количество столовых приборов (для закусок, рыбы, мяса, салата, устриц, десерта, фруктов, чая, кофе и т. д.), умение правильно пользоваться которыми считалось необходимым. Также усложняются правила пользования салфеткой, строго регламентируются правила общения за столом, осанка, ритуалы произнесения тостов, начала и конца обеда.

Застольная беседа
Но застольные манеры сводились не только к умению пользоваться приборами и соблюдению правил еды и питья. Неотъемлемой частью любого обеда являлась застольная беседа, которая также подчинялась требованиям этикета. Еще в средние века появился обычай сажать вместе мужчин и женщин, и тогда обычай есть и пить из общего прибора естественным образом приводил к беседе между соседями, часто не желавшими быть услышанными. Позже, в 15-16 веках, когда в знатных домах распространяется обычай для хозяина и почетных гостей обедать отдельно в небольшой гостиной, угощая остальных в смежном с ней общем зале, правила застольной беседы продолжают развиваться. Не было принято вести за столом слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать споры. Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.
Во все времена считалось, что молодежь должна была больше молчать, прислушиваясь к словам старших. Для молодого человека 15-16 веков считалось неприличным жевать, когда к нему обращаются. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет.
Хозяин должен был проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление. В 18 веке уже считалось дурным тоном говорить слишком громко, привлекая к себе излишнее внимание, а также много говорить о себе и упорно настаивать на своей точке зрения. Вообще споры никогда не приветствовались в застольной беседе и их положено было избегать. Идеальной в 18-19 веках считалась ситуация, когда все приглашенные могли свободно вступить в беседу, не обременяя своими монологами.
В 19 веке правила общения за столом стали еще более строгими. Необходимо было поддерживать общий разговор, а с соседями общаться так, чтобы разговор был слышен окружающим. Молчание не приветствовалось, даже если сказать было нечего. В руководстве 19 века по этикету описан случай, когда дама, которую посадили за стол рядом со своим личным врагом, сочла необходимым в течение времени, "достаточного для пристойного разговора с соседом", декламировать ему таблицу умножения, чтобы не обидеть хозяйку. Закономерно для 19 столетия расширился и список запретных тем: помимо политики и религии, в него входили болезни, прислуга, отношения между мужчинами и женщинами и любые сколько-нибудь серьезные проблемы, затрагивающие присутствующих. Если беседа шла в общественном месте (например, в ресторане), нельзя было упоминать личных имен, особенно женских.
Многие из этих правил сохранились до настоящего времени, другие давно забыты, но общие принципы общения людей за одним столом сохранились и в наше время - беседа должна быть более или менее общей и не доставлять неудовольствия никому из приглашенных.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
слово об этикете
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Гавань Морского Волка :: Библиотека гавани Морского Волка :: Культура-
Перейти: