????? Гость
| Тема: Линейные корабли в бою Сб Дек 25, 2010 10:56 pm | |
| Почему самые большие корабли того времени получили наименование «линейные»? Название это дала практи-куемая в то время тактика ведения морского боя. До середины XVII века не существовало строго установленного боевого строя кораблей в сражении. Перед баталией суда-противники выстраивались друг против друга тесным строем, а затем сближались для перестрелки либо абордажной схватки. Обычно сражение превращалось в беспоря-дочную свалку, поединки между случайно столкнувшимися кораблями. В конце же XVII века суда в сражении стали стараться выстроиться в одну линию (кильватерную колонну) так, чтобы во время стрельбы оказаться повёрнутыми к вражескому флоту боком. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп из всех бортовых орудий корабля (от 30 орудий на один борт), в то время как носовые и кормовые батареи имели всего по 2…4 орудия. В первых морских сражениях часто получалось, что против большого корабля в линии противника оказывался ма-ленький корабль атакующей линии. Маленькому кораблю с большим сражаться трудно. Победив меньшего противника, большой корабль приходил на помощь остальным судам своего флота. И случалось более мощный (изначаль-но) флот проигрывал из-за подобного обстоятельства. Тогда в боевую линию стали выстраивать только самые боль-шие корабли, двух- и трёх-дечные, несущие самое большое количество бронзовых пушек (предшествующие им же-лезные пушки часто разрывались во время выстрела), имеющих три мачты, которые несли по три ряда парусов, - их стали выделять именно для генерального артиллерийского сражения в составе флота против флота противника. Только артиллерийский бой – и никаких там «попутных» грузов, пиратско-корсарских «свободных охот» за «купца-ми», никаких «разведок» или совместных» географических открытий! Только артиллерийский бой! Огромная стои-мость этих двух- трёх и даже четырёх-этажных монстров просто не позволяла адмиралам использовать их на что-то иное. Главная ударная сила флота должна была быть использована только по своему прямому назначению. Их и стали ставить «в линию» и называть «линейными кораблями» или «настоящими кораблями». Требования к строю были настолько догматичны, что капитан корабля, нарушившего его, приговаривался к смерти. |
|