сэр Сергиус Хитроу Главный комендант гавани.
Сообщения : 451 Дата регистрации : 2009-11-06
Лист персонажа Данные:
| Тема: Ранг в парусном военно-морском флоте Сб Июл 24, 2010 2:52 pm | |
| Ранг (от англ. rank — ранг, разряд, степень) — разряд, класс парусного военного корабля, определяемый, в зависимости от страны и эпохи, на основании его размерений (размеров): его водоизмещения, длины и ширины, или его совокупной боевой мощи (размещаемого на нём вооружения), или численности команды. В английском флоте XVII−XIX вв. для военных кораблей употреблялся также термин англ. rate, близкий по смыслу к rank и определяемый по номинальному числу пушек. Ранг в его классическом виде определял как боеспособность корабля, так и требования к его снабжению и комплектованию.
Система деления военных кораблей на ранги сложилась довольно поздно — в начале XVII века. Это объяснется тем, что необходимости ранжирования (то есть деления на ранги) военных кораблей до этого времени не было — казенные, регулярные флота были невелики, а часто отсутствовали вовсе. Как и армии, они собирались по средневековому принципу вассального ополчения: в случае войны каждый королевский вассал (а в республиках, например генуэзской, каждая корпорация) обязаны были выставить и снабдить назначенное число кораблей. Собранный по такому принципу флот был разношерстным — делился на отряды по землячествам, и недолговечным — часто лишь на одну кампанию.
Пережитки такого принципа существовали до середины XVII века. Например, они ясно прослеживаются у обеих сторон при Армаде: испанский флот имел андалузскую, баскскую, галисийскую, кастильскую, неаполитанскую, португальскую эскадры, и другие помельче. Английский состоял как из собственно королевских кораблей, так и из отрядов «частных» капитанов: Дрейка, Хокинса и пр., собранных ими и верных лично им.[1] Более чем 60 лет спустя, те же признаки наблюдаются у обеих сторон в Англо-Голландских войнах. Пример — Дуврское сражение.
Необходимость классификации кораблей по единому принципу выявилась с ростом регулярного флота, и шла параллельно централизации государственной власти в целом. В XVII веке это означало прежде всего королевскую власть. Поэтому неудивительно, что возникновение стройной системы в Англии относится к 1677 году — эпохе реставрации Стюартов. По той же причине Франция, хотя и ввела ранги позже, копируя Англию, но добилась большего единообразия в классификации при Кольбере.
Ранг как флотское звание Основная статья: Офицер Королевского флота: набор и продвижение
Как и для кораблей, ранг флотских офицеров явился прямым следствием роста кадров регулярного флота, и казенных служащих вообще. Классификация в званиях требовалась как для установления подчиненности, так и для определения жалований. Характерно, что этом значении слово англ. rank эквивалентно русскому «звание».
Более того, этим начались попытки унифицировать звания всех служб — армейской, флотской и гражданской. Наиболее продвинулась унификация в странах, где не только централизация была высока, но и не было груза традиций, мешавшего реформе. Примером является Табель о рангах России.
Были (и продолжаются в начале XXI в.) попытки поставить в соответствие ранг офицера и ранг положенного ему в командование корабля. Но строгого соответствия на практике ни одна страна не добилась.
Ранговая система в 17 столетии
Английский флот Основная статья: Рейтинг (пушечный)
Первые письменные свидетельства классификации королевского флота относятся к 1604 году. Около 1610 г рангам вместо словесных названий стали присваивать номера.
В 1677 г секретарь Адмиралтейства Самуэль Пепис, предложил «единую, полнейшую и неизменную» классификацию по рангам, которая положила начало системе, продержавшейся до 1817 года.
Французский флот
Франция, введя у себя систему рангов, старалась придерживаться более строгих правил и ограничивать разнообразие типов кораблей. Этому способствовало полностью централизованное руководство флотом.
В ходу было обозначение кораблей не столько по рангу, сколько по числу батарейных палуб или пушек: фр. Navire de 3 ponts; navire de 90 canons. Обозначения типа фр. Navire de 1er rang встречались реже.
Французский флот того времени на равных соперничал с английским, а индивидуально французские корабли имели тенденцию быть больше и сильнее соответствующих английских. Характерным был 70-пушечный двухдечный корабль, когда в Англии большинство составляли 64-пушечные.
Голландский флот
Голландцы в XVII в. построили многочисленный сильный флот, включая такие корабли, как трехдечный 80-пушечный De Zeven Provincien. Но флот республики страдал от недостатка единой организации, и как следствие, единой системы рангов.
По существу, это был не один, а пять соединенных флотов, строившихся в разных провинциях несколькими адмиралтействами. Мало того, их состав и снабжение решались парламентским способом — дебатами, с неизбежными проволочками и фракционной борьбой. В результате единственный способ классификации кораблей — по числу пушек — допускал значительные колебания в конструкции, размерах, экипажах, и боевых качествах вообще.
Основу линии баталии составляли корабли в 50-66 пушек, среди которых наблюдается значительный разнобой. Флагманы обычно имели по 80 пушек, и доходили до 86, но сведения о них часто расходятся. | |
|